Собирая материалы для музея о жизни и служении священномученика Алексия Смирнова, мы неоднократно сталкивались в исторических источниках и слышали от жителей села Филатово о тракте, который в древние времена проходил через село.

 

Лесополоса у с. Филатово, где ранее проходила Большая Осипова дорога. Фото С.П. Носикова, весна 2018 года.

Это был путь, соединявший старинный православный монастырь, созданный в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким и Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который начал строить в 1656 году Патриарх Никон. Дорога, о которой сегодня пойдет речь, имела огромное значение не только для села Филатово, но, пожалуй, и для всей России. С ней связано почти 500 лет истории православия. Много о ней забыто. Её роль оценивается по следующим данным. Она соединяла не только православные святыни, но и являлась отрезком пути древнейшей Большой Волоцкой дороги, которая соединяла Москву (1147 год) и Новгород (859 год). Об этой дороге в исторических материалах постоянно встречаются воспоминания, но её путь в наше время проследить не так просто. Мы не смогли пока точно установить, кто и когда прокладывал этот важнейший путь. Видимо это происходило постепенно по мере необходимости.

Сегодня мы расскажем о том, что нам удалось прояснить. Начнём с участка дороги, который соединял два выше указанных монастыря. Здесь представлена карта 1769 года (это Екатерининские времена).

 

 

 

На ней расположено 17 населенных пунктов, включая Воскресенск и Теряево. Интересно, что большинство сёл имело православные храмы, на протяжение участка расположено 11 церквей.

Назовем несколько примеров.

Село Тютчево, первое упоминание о селе относится к 1558 году. В «Экономическом описании» за 1773 год написано, что «сельцо лежит по оби стороны дороги, что ведет из Москвы в Иосиф Маностырь. В XVI веке Тютчево было сельцом с церковью св. Николая Чудотворца да придел Успения Пресвятой Богородицы».

Село Пречистое – в конце XVI века, тогда было с. Поповское. В селе была церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1858 году была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы, на этот раз с пределом Святителя Николая.

Савельево – первые сведения относятся к началу XVI века. «В селе церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, деревянная клецкая, верх шатров. Ризы, книги, и всякое строение монастырское». Дело в том, что в 1558 году владелец с. Савельева Иван Афанасьевич Тютчев «дал его в Иосифов Волоцкий монастырь». Очень оригинален, замечателен конец духовной Тютчева. (см. «Истринская земля», стр.757)

Погост Рождества Христова - церковь Рождества Христова вероятнее всего была построена в начале XVI века. В писцовой книге 1567-1569 годов имеется следующая запись: «…погост на цареве и великого князя земле на речке на Мологоще, а на погосте церковь Рождества Христова». В начале XVII века, в Смутное время, церковь была ограблена, разорена и сожжена Литвою.

С 1664 по 1706 годы церковная Рождественская земля находилась на оброках у разных лиц. В 1706 году Думашевы, владельцы д. Филатово на оброчной церковной земле, на месте, где прежде уже стояла церковь, построили вновь церковь Рождества Христова.

  Церквей нет между Филатово и Воскресенком и в сёлах Волосово и Денежкино. В остальных, практически подряд, храмы стояли с 1514 – 1563 годов (это первая половина 16 века), то есть за 100 лет до появления Воскресенского монастыря. А значит, этот участок дороги не мог соединять в то время указанные монастыри.

 

Перечень населенных пунктов и храмов по Большой Осиповой дороге на карте 1774 года

 

Населенные пункты  Xрамы   
1 Воскресенское       монастырь (1656 г.)
2 Избище  
3 Дедишино  
4 Бокарова  
5 Погост Рождественское Христорождественский
6 Филатово Христорождественский 
7 Савельево Рождества Богородицы
8 Васильевское  
9 Тютчево Николая Чудотворца
10 Пречистое Успения Пресвятой Богородицы
11 Денюшково  
12 Покровское Покровская
13 Волосова  
14 Шестаково  
15 Покровское Покровская
16 Троицкое Троицкая
17 Теряеево монастырь (1479 г.) 

                                     

 

Разгадка появилась, когда обратили внимания на сведения, изложенные в энциклопедии «Истринская земля». Вот текст:

 

  

 

Комментируя этот текст хочется подчеркнуть, что здесь безоговорочно утверждается, Большая Волоцкая дорога проходила через Бужарова и что от Москвы сохранился фрагмент этой дороги (от с. Спаское до с. Ангелово), а далее следовали Марьино, Сабурово, Козино, Надовражино, Хованское, Еромеево, Адуево, Холмы, Кутасово. Интересны материалы о путешествии в Москву посольства Датского короля в 1602 году.

 

 

 

Таким образом на всем пути из Воскресенска (Теряеево) до Москвы нет полной ясности по двум небольшим участкам: Филатово – Бужарово и Бужарово – Кутасово.

По первому участку есть обоснованное мнение, что он существовал до строительства Воскресенского монастыря. По словам местного жителя Филатова Александра Сергеевича Дианова в древние времена была прямая дорога с Филатово в Бужарово. Она проходила прямо от Филатово (у Белой доски стоял столб) через Торусинскую сторожку (уничтожена немцами), через Ананово прямо на Бужарово. По этой дороге в 1812 году ходили французы. Он сказал, что может указать место, где около д. Ананово состоялся бой и там есть захоронения французских солдат.

Это подтверждается и другими жителями Филатово, которые утверждают, что между этими селами проходила прямая, большая, благоустроенная дорога. Существует карта 1928 года, где эта дорога обозначена тонкой линией.

В 1518 году митрополит Варлаам дал жалованную грамоту на с. Бужарово и все окрестные деревни. Интересно, что и бобровники переданы – были и такие. В 1534 была дарована вторая грамота самим Иваном Васильевичем Грозным, будущему царю было в то время 4 года. «Се яз, князь великий Иван Васильевич всея Руси, пожаловал есми пречистые Успение Иосифова монастыря игумена Нифонта з братию…в Дмитровском уезде в Мушкине село Бужарово з деревнями…».

       Третье косвенное доказательство, это то, что в 1764 году Бужарово, как и многие монастырские селения, было отобрано в казну, а значит Иосифо-Волоцкий монастырь (чьё имя носит дорога) потерял свой интерес. Воскресенский монастырь, наоборот, вошёл в свою силу. Видимо (требуются новые доказательства) с этого времени дорога пошла от Филатово прямо на Воскресенск через Рождественское, Бокарёва, Дедёшино, Сенькино, Избище, Воскресенское.

Возвращаясь к вопросу о том, как же следовали древние пути, хочется высказать мнение, что первые дороги шли севернее Москвы на Сергеев Посад, затем появилась дорога от Новгорода до Москвы. С появлением Иосифо -Волоцкого монастыря и дарением ему новых земель, дорога пошла на Бужарово, затем на Воскресенск, а следом дорога с Москвы через Воскресенск пошла на Волоколамск. В наше время сильно изменились дороги после сооружения в 1935 году Истринского водохранилища.

Теперь хочется рассказать какую роль играл участок древних дорог проходивших через Филатово, на жизнь села. Первое, это то, что долгие годы основным промыслом жителей Филатово был легкий лошадиный извоз.

 

 

 

По архивным данным и воспоминаниям жителей этот промысел приносил хорошие заработки. Ведь за провоз по одной версте платили деньги. Годовой доход составлял до 50-60 рублей. Отдельные жители зимой ездили на заработки в Москву. Интересный факт, что в Филатовском филиале Московского Воспитательного Дома в программе обучения учеников была подготовка и будущих кучеров.

Сам тракт требовал для себя ухода и постоянного ремонта. За каждым домом села был закреплен участок дороги, за состоянием его и надо было постоянно следить. Контроль и учет затраченных средств вела Звенигородская управа и докладывала земскому собранию. В архивах найдены документы за 1882-1884 г.г., 1908 и 1910 г.г. Там и планы, и затраты и «приговор» крестьянам селений за невыполнение ремонта и благодарность за безвозмездное выделение камня и песку на ремонт дороги.

В селе было 2 (по другим данным 5) трактиров, которые кроме обслуживания селян (по типу нынешних мини супермаркетов), давали паломникам возможность не только перекусить, но и отдохнуть, покормить лошадей, а возможно и переночевать. Ведь дорога между монастырями тянулась более чем на 60 км. и, по тем временам, это было не мало. Сложностей по её преодолению было много. Весной и осенью грязь, местами труднопроходимая, а летом пыль. Извозчики у себя в каретах имели специальные фартуки, чтобы закрывать ими пассажиров, но и это не всегда помогало. Большое количество паломников ходило пешком. Заходили в расположенные вдоль дороги церкви. Так было и в старейшей церкви Рождества Христова на Погосте (1567 год), а затем и в самом Филатово.

Предшественник настоятеля отца Алексия Смирнова священник Федор Ильинский свои объяснения начальству о сохранении церковного леса излагал так: «Церковный лес от села среди Большой Осиповой дороги, то каждодневно бывают хотя и небольшие порубки в лесу, как в нынешней 1893 года зимой. В лесу большей частью деревья крупные, попадаются и другие породы: ель, дубняк, ольшаник. Располагается лес по обе стороны дороги: с левой стороны (от Филатово) было три участка, по правой стороне до оврага насчитывали 334 корня, за оврагом насчитывали 134 корня». То есть, более чем 100 лет тому назад дорога шла через лес, а теперь само бывшие полотно заросло лесом, а с обоих сторон поле, которое в этом году засеяно овсом.

Отец Алексей Смирнов тоже, но значительно позже, характеризуя церковные земли своего храма писал, что земля не плодородная, во многих местах изъедена оврагами, а большая часть занята полотном Большой дороги.

Подводя итоги , можно сказать, что древняя Большая Осипова дорога, являлась в своё время составной частью Большой Волоцкой дороги, действительно имела огромное значение для жизни людей, живших в селах, пролегавших по её пути и, конечно, всё это коснулось нашего села Филатово.  

 

Станислав Францевич Мякота, исполняющий алтарное послушание

в Христорождественском храме с. Филатово