6 марта 2022 года после небольшого перерыва, связанного с эпидемией коронавируса, состоялась экскурсия в музей. Приехали ученики воскресной школы церкви Казанской иконы Божией Матери с. Глебово. Возглавили группу директор школы Надежда Федоровна Данилина и преподаватель закона Божьего Марина Юрьевна Ряпина. Дети приехали в музей с родителями на своих машинах. Всего было 15 учеников и столько же родителей. Эта форма экскурсий становится все более популярной. На своих машинах, по договорённости, приезжают не только ученики, но и прихожани подмосковных церквей.
После ознакомления с экспонатами музея, экскурсанты посетили Христорождественский храм, где ознакомились с ходом его восстановления, святынями церкви, в том числе с чудотворным образом иконы Божией Матери Тихвинская. 
 

 

 

В случае проблем с отображением картинок обновите браузер.

Видео-экскурсия по музею священномученика Алексия Смирнова (Филатово)

Адрес музея (перед посещением необходимо связаться с руководством музея)

143517, Московская область, Истринский район, с. Филатово, дом №61

 

Показать на карте

 

Youtube-канал

 

Руководители музея (в том числе и по вопросам его посещения): 

8 916 489 56 05 Станислав Францевич;

8 916 321 59 52 Мария Ивановна.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

IT-сопровождение сайта:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Село Филатово  в Великой Отечественной войне

Селу Филатово исполнилось уже более 450 лет. Первым владельцем села был сын боярина помещика Тверского уезда Булгак Васильев, сын Лесицына. Ему принадлежали и другие деревни: Семёновское, Антоново, Погорелое.

За прошедшие 450 лет Филатова прошло все основные этапы жизни Русского государства. Оно видело нашествие крымского хана Гирея, смутное время, нашествие поляков и литовцев, войну с Наполеоном, годы правления Петра I и Екатерины II, люди которых владели усадьбой Филатова.

Но самые большие испытания селение Филатово пережило в Великую Отечественную войну. С первых дней войны большинство мужского населения ушло на фронт, число их составило 106 человек, из них 44 не вернулись (погибли на фронте), а ведь перед войной в Филатово было только 80 хозяйств. Практически из каждого двора ушли защищать Родину. Многие семьи направили по несколько человек. Всех их невозможно перечислить в кратком сообщении, но ряд семей все же назовём.

От Ананьевых ушло 5 человек: Петр, Виктор, Василий Ивановичи, Сергей и Иван Петровичи.

Буравковы командировали на фронт 4 человека: Ивана, Николая, Александра, Михаила.

Димидовы тоже 4 человека: Михаила, Сергея, Тимофея, Евгения.

Гермогеновы 3-х человек: Алексея, Сергея и Владимира.

Иконниковы троих: Михаила, Егора и Федора, родственники не дождались их домой, все они погибли.

Карягины – представители этой фамилии перед войной имели самое большое количество в селе, 11 из низ ушли на фронт: Василий, Николай, Семен, Петр, Иван, Борис, Иван, Михаил, Мефодий, Федор, Алексей.

Николаевы: два Ивана (отец и сын), оба погибли; братья Сергей и Александр.

Соусниковы: 10 человек: Егор, Федор, Иван, Павел, Терентий, Тимофей, Андрей, Сергей, Григорий и Трифон.

От Тереньтьевых ушло 5 человек: Филипп, Иван и Николай (близнецы), Павел, Николай.

Устиновы: Илья, два Федора, 1917 и 1924 годов.

Широковы 5 человек: Григорий, Алексей, Михаил, Петр, Алексей.

Перечисленные защитники Родины и все остальные внесены Карягиным Семёном Ефимовичем в альбом памяти с фотографиями, которые сегодня представила в музей для беседы внучка Семена Ефимовича Карягина – Надежда Михайловна Филатова.

Здесь же в альбоме есть фотографии боевых орденов и медалей, которыми по указам Президиума Верховного Совета СССР отмечены отличившиеся жители Филатова. Всего они привезли в село 43 награды (см. стенды).

Полгода жители Филатова получали из фронта известия от своих родственников, а случалось ещё хуже - «похоронки».

Только 23 ноября 1941 года они впервые увидели немецкие танки, которые ночевали, расположившись россыпью на поле в сторону Курсаково. Старожилы рассказывали, что они были присыпаны снегом и напоминали копны. Утром они загудели, задымили и ушли в сторону Москвы. За ними шла пехота. Назад они уже не возвращались. В этот же день в селе появились немецкие солдаты из элитной дивизии СС. Свой штаб они разместили в бывшем доме священномученика Алексия. Тут же во дворе дома был убит житель д. Семёнкова Широков Иван Васильевич, 18 лет, который пришел к своему крестному отцу Карягину Ивану Ефимовичу. Во дворе он увидел мотоциклы и подошел их посмотреть. Фашист открыл окно и крикнул «хальт». Иван от неожиданности испугался и бросился бежать. Опытный эсесовец вскинул винтовку и одним выстрелом оборвал молодую жизнь. Похоронили Ивана на Филатовском кладбище.

В дни оккупации села с 24 ноября 1941 года по 12 декабря 1941 года зверски замучены и расстреляны фашистами два совсем молодых человека: Карягин Иван Федорович, 1923 г.р. и Липатова Евдокия Ивановна, г.р. 1926 г.р.

При обстреле села немцами из деревни Чанова 24 ноября 1941 года погибло от артиллерийского огня 4 человека: Кандаков Андрей Антонович, 1882 г.р., Старостин Герасим Семенович, г.р. 1887, Тарасова Мария Васильевна, 1878 г.р., Тарасова Наталья Тимофеевна, 1923 г.р.

Интересные воспоминания о войне и связанные с ней события в                                    с. Филатова, описала жительница села Солдатова (дев. Карягина) Мария Ивановна.

Её отец Карягин Иван Егорович всю войну с ноября 1941 года был сапёром, освобождал Кёнисберг, участвовал на войне с Японией и вернулся домой в феврале 1946 года весь израненный и с наградами. Мария Ивановна рассказала, как «в 1941 году, когда отец уходил на фронт, его крестная Денисова - Карягина Матрена сняла с себя крестик и одела прямо на шею. Возможно, ангел хранитель спасал его все 5 лет войны», и он вернулся домой, когда вокруг него погибало множество солдат, ведь он восстанавливал с ними мосты.

«Когда немцы начали вести обстрел деревни, жители и мы почти ползком по речке добрались до общей колхозной окопы, она находилась в лесу на левой стороне на горе от речки Чановка, там было много народа, вся деревня вместе там находилась, спасались, думали там поспокойнее будет, а немцы над нашей окопай поставили дальнобойны и как начали стрельбу на Истру, наша окопа вся прыгала, начали дети плакать от страха… Истра была вся в огне, ночь была как день, светло от огня».

Отступая, немцы говорили: «Гитлеру капут». Мы очень обрадовались, что они отступают, их гнали наши войска сибиряки. Отступая, немцы облили наш дом возле трассы бензином и подожгли…».

По записи Марии Ивановны: «…второпях удирают и всё поджигают, деревня Горочки, горят дома бабушки нашей Демидовой, Семена Ефимовича и весь край».

Летом 1943 года на освобожденной от немецких оккупантов территории, по всей стране, было организовано оформление и сбор актов о том, какой ущерб нанесли стране немецко-фашистские оккупанты, как рядовым гражданам, так и промышленным предприятиям страны.

В архиве найдены акты об ущербе, нанесенном Филатовской Христорождественской церкви, а также гражданам села. Эти акты, по всей стране, обобщали события и факты мародерства, грабежа, разрушений, сожжения, порча имущества. По Филатову этот ущерб был огромен, хотя немцы хозяйничали в селе только три недели. При отходе они сожгли в селе 22 дома (из 80), многие дома были повреждены, а после войны часть из них так и не было восстановлено. Только у Карягиной Валентины Ивановны немцы забрали корову, 2 овцы и поросенка, очистили весь дом, забрав валеные сапоги, флягу для молока, ведра, чайник, ватное одеяло. У Карягина Ивана Ефимовича разграбили весь столярный инструмент, забрали редкие автоматические часы, а главное, была изрешечена крыша дома, на чердаке которого было 11 пчелиных улей, они погибли. В селе был забран весь скот и птица. Наступала зима, а в домах не осталось никаких теплых вещей и хозяйственного инвентаря.

 В нашей церкви они тоже бесчинствовали, мало того, что многое разбили, сожгли, в храме держали лошадей, печи не топили, а жгли костры прямо на полу, в результате были закопчены все стены и особенно своды.

 

История Тарусинской сторожки и захоронение на ней неизвестного воина.

Расположена она на северо-востоке от с. Филатово в четырёх километрах. Сторожка относилась к Филатовскому лесничеству, контора которого находилась в барском доме Филатовской усадьбе. На территории сторожки располагались большие дом и хоздвор, где содержались корова, куры и лошадь.

Глубокой осенью 1941 года наши войска отступая остановились на линии: Глебова (птицефабрика) – Филатова – М.Курсаково – Долево – Савельево – Курово.

23 ноября началось новое наступление немцев. При поддержке авиации, танков, бронетранспортеров они овладели вышеуказанными населенными пунктами. Наши войска отступали в лесной массив на новые рубежи. Для избежание окружения поступил общий приказ об отступлении к Бужарову (платине). Отход войск шел разрозненными группами через Тарусинскую сторожку. Сюда трое бойцов принесли своего раненного в ногу командира. Здесь местные жители перевязали раненного, и солдаты оставили его, чтобы прийти за ним с лошадью. В ожидании прошло четыре дня, а 28 в сторожку нагрянули немцы. Вывели раненного на улицу и расстреляли. Здесь же он и был похоронен. Позже на небольшом памятнике было написано: «имя твое неизвестно, - подвиг твой бессмертен». Благодаря усилиям местных жителей, в первую очередь Дианова Александра Сергеевича, было установлено, что погибшим воином был младший политрук Андронов В. И.  В настоящие время захоронение приведено в порядок и содержится в достойном состоянии. Местные жители не забывают могилку защитника Родины. 

 

Несколько слов хочется сказать о том, какое большое внимание уделяется ветеранам Глебовского поселка. В 2013 году в поселке был создан и открыт музей Боевой и Трудовой славы, который раскрывает не долгую (более 80 лет) историю Глебовской птицефабрики и её поселка. Инициативная группа с поддержкой жителей собрала огромный материал. Это были вырезки из старых газет, фотографии, наградные знаки, знамена, грамоты, альбомы и др. Собраны фото и аудио материалы, найдены кассеты с фильмами о жизни поселения. В результате был создан замечательный 2-х серийный документальный фильм о жизни птицефабрики и её поселка. В день 80-летия поселка жителям было роздано 1500 экземпляров с этим фильмом.

Сейчас в музее проходят замечательные мероприятия, которые организует Совет ветеранов. Встречи, концерты, лектории, кинопоказы, чествование Ветеранов. В живых осталось 2 ветерана Великой Отечественной войны:

  • Игнатов Кузьма Георгиевич 1925 года рождения
  • Михеева Анастасия Михайловна 1925 года рождения

       Люди благодарны за это значимое место в поселке.

       История Глебовского поселка может служить хорошим примеров. У нас в селе в 2016 году создан музей священномученика Алексия Смирнова. Но в 75 годовщину Победы, мы хотели бы большего. Изложенный материал показывает, что село Филатово заслуживает этого.  Не будет поздно в нынешнею годовщину Победы подумать и решить построить в память о погибших жителях, памятник непосредственно в селе Филатово. Надеемся, что эту идею поддержат жители Филатово и администрация Букаревского поселения.

Сейчас по всей стране проводится масса мероприятий, посвященных Великой Победе. Мы должны оставить будущим поколениям память о ней.

 

 

 

 

 

Житие Алексия Смирнова (Филатово)

 

Алексей Петрович Смирнов родился 4/17 марта в 1867 году в селе Гремячево, Венёвского уезда, Тульской епархии, из духовного звания, сын причетника.

В метрической книге Троицкой церкви Новоприборной Слободы Гремячевского селения, которая хранится в Государственном архиве Тульской области, имеется запись за номером 4 о его рождении и крещении 4/5 марта 1867 года (по старому стилю). «Родители новорожденного: Новоприборной Слободы Троицкой церкви пономарь Петр Тимофеевич Смирнов и его законная жена Евдокия Андреевна, оба православного вероисповедания.» Мы пока очень мало знаем про детство Алеши. Известно лишь, что через несколько лет его семья перебралась на жительство в Москву. В 1877 году его отец Петр Тимофеевич, уже числился при Духосошественской на Даниловском кладбище церкви в должности сторожа. В десять лет Алеша поступает в Донское духовное училище. Семь лет он проучился в этом учебным заведении. После успешного окончания училища, Алеша в августе 1884 года поступил в Московскую Духовную семинарию. За учебу Алеша не платил (находился «на казенном содержании»).

 

 

По окончанию курса наук Епархиальным ведомством Алексей Смирнов был определён в псаломщика к Московской Знаменской церкви на ул. Знаменка, состоявшей в Пречистенском сороке. (Указ от 26 ноября 1890г.). Прибыл он на место своего первого служения холостым.

 

Московская Знаменская церковь на ул. Знаменка, фотография XIX века

 

Жил Алексей в одной из церковных квартир, сначала один, а когда в начале 1891 года венчался на Екатерине Ильиничне Никольской, которой на тот момент шел двадцать первый год, здесь стала жить вся семья, так как 26 декабря 1891 года у них родилась первая дочь Мария, а через два года, 24 декабря 1893 - сын Николай.

В 1895 году у псаломщика Алексея произошли важнейшие изменения: как в личной жизни, так и по служебной линии. Жена Екатерина к этому времени родила двоих детей. Всё было хорошо, но она испытывала постоянное недомогание, и врачи определили у нее проблемы с легкими. Рекомендации были конкретными и жёсткими: надо срочно выезжать из Москвы в сельскую местность на свежий воздух.

Так или иначе, но это совпало с направлением Алексея Смирнова в Христорождественский храм села Филатова, Звенигородского уезда, Московской губернии. 29 июня 1895 года он был хиротонисан во пресвитера вышеуказанного храма Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Московским.

 

Христорождественский храм с. Филатова, вид с севера (фотография из фондов музея Ново-Иерусалимского монастыря), начало XX века

 

К тому времени в приход Христорождественского храма села Филатова входили: непосредственно село Филатово, сельцо Глебово и деревни: Высоково, Букарево, Горки, Чаново и Курсаково. В приходе было 145 домов, 457 прихожан и 490 прихожанок. Все деревни прихода размещались вокруг с. Филатова на расстоянии трех километров.

 

 Схема прихода села Филатово на основе карты Шуберта, 1860 год

 

Выполняя пастырское служение настоятеля (храма), о. Алексий с самого начала своего служения постоянно занимался духовно-просветительский и образовательной деятельностью. Уже 16 сентября 1896 года состоял законоучителем при земской школе деревни Чаново и наблюдателем при Филатовской школе воспитанников (питомцев) Московского Воспитательного дома. С 30 октября 1909 года состоял законоучителем во вновь построенной земской Филатовской школе (им. Т. Морозова).

За усердные труды на ниве духовно-просветительского образования и пастырской деятельности неоднократно награждался правящим архиереем.

Так, 7 ноября 1903 года был награжден набедренником, 6 мая 1912 года скуфьей, 6 мая 1916 года - камилавкой, а 5 мая 1924 года -  наперстным крестом; в 1933 году был награжден крестом с украшениями.

22 мая 1927 года Преосвященнейшим Серафимом, епископом Подольским, викарием Московской епархии за отлично-усердную и примерную службу Святой Православной церкви Христовой возведен в сан протоиерея.

Без малого 43 года прослужил отец Алексий священником в храме в честь Рождества Христова в селе Филатова. К сей церкви были приписаны в с.Глебово церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и часовня Рождества Христова на Рождественском погосте.

 

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Глебово

Он был усердным, отзывчивым и духоносным пастырем. Юных наставлял в вере (православной), взрослых укреплял и утешал в несении жизненного креста. Старался быть всем для всех, чтобы спасать верующих для Царствия Небесного.

Священномученик Алексий имел большую семью. У него и его жены родилось семь дочерей и два сына. Первая дочь Мария родилась в городе Москве в 1891 году, а 1893 году там же родился сын Николай, а остальные родились в с. Филатово. Двое из детей (Сергей и Лиза) умерли в младенчестве, один (Николай) скончался в подростковом возрасте, а шестеро дочерей выросли и умерли взрослыми. Батюшка рано овдовел, его жена (Екатерина) умерла 23 сентября 1911 года и была погребена на Рождественском погосте (сельском кладбище с. Филатово) рядом с часовней Рождества Христова. Здесь же был погребен сын Николай, младенцы Сергей и Лиза. Позже рядом с ними были погребены младшая дочь батюшки - Ольга и его внучка Полина, умершая в младенчестве.

Отец Алексий с дочерями у своего дома, фото 1916 г.

 

С приходом Советской власти в стране непрерывно велась борьба с Церковью, ее служителями и прихожанами. Отцу Алексию, как священнослужителю было отказано в выдаче пайка, он был лишен избирательных прав. Семья более 20 лет испытывала невероятные материальные трудности. Местные районные власти постоянно требовали уплаты разнообразных налогов: земельную ренту, страховку, культурный, подоходный, спецналоги по мясу, картошке и др.

В связи с волной беспощадной борьбы с Русской Православной Церковью, власти приняли решение о аресте отца Алексия. Сотрудники НКВД приступили к сбору материалов необходимых для ареста священника.

 

 Фото о. Алексия (Смирнова) из уголовного дела

 

 Председатель Филатовского сельсовета по требованию работников НКВД выдал справку с такой характеристикой отца Алексия: «...десятки лет служит в Филатовской церкви, ... несколько раз облагался государственными налогами, собирает к себе престарелых старушек, чтобы они ходили по всем окружающим деревням собирали деньги в уплату налогов. Собирает малолетних детей к себе в дом, обсуждает религиозные вопросы, внушает о религии.»

В справке на арест отца Алексия Смирнова, уполномоченный НКВД пишет, что в ноябре месяце 1937 года среди группы крестьян Смирнов говорил: «Политика партии благодаря неразборчивому руководству Сталина привела всех в болото, из которого никому нет выхода, страна катится в пропасть.»

В августе месяце 1937 года в группе крестьян Смирнов высказывая террористические настроение говорил:

«Тот, кто хочет делать покушение на вождей, никогда не будет раскрыт, а Советская власть судит и проводит террор против невинных людей.»

4 февраля 1938 года сотрудники НКВД собираясь арестовать священника, допросили свидетелей и те показали о нем: «Антисоветский человек! Среди населения ведет разговор против Советской власти, ходит по домам и собирает подати для уплаты налогов за 1938 год. Ведет агитацию, что Советская власть разрешила религию..., а... церкви ломают, превращает их неизвестно во что. Придет время будет обратно религия, коммунистов не будет .... Партия и Правительство под руководством Сталина неправильно уничтожают религию, которая совершенно не мешает, сажают в тюрьмы невинных людей».

16 февраля 1938 года протоиерей Алексий был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске.

18 и 19 февраля были произведены допросы, анализ которых убедительно показывает безосновательность всех обвинений. Несмотря на это уже 22 февраля 1938 года оперуполномоченный НКВД подготовил обвинительное заключение, в котором говорится, что Смирнов Алексей Петрович «обвиняется в том, что среди населения проводил активную контрреволюционную деятельность, распространял церковную литературу среди населения, собирал деньги с крестьян для уплаты подоходного налога, наложенного РАЙФО, как подоходный налог на Смирнова, то есть преступление, предусмотренное статьей 58-10 ч.1 УК».

На основании этого заключения 23 февраля 1938 года Алексей Смирнов был приговорён Тройкой Управления НКВД по Московской области к расстрелу, который приведён в исполнение 28 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

 

   

Приговор к расстрелу

Смирнова Алексия Петровича

Акт о приведении к исполнению приговора

 

В музее собран богатый материал о семье отца Алексия. От правнучки святого Татьяны Анатольевны Мердиной и его внучки Галины Гавриловны Смирновой получены уникальные семейные фотографии, многие из которых ещё предстоит расшифровать. В тоже время с их помощью удалось составить Родословную священномученика Алексия.

Реабилитирован Алексей (Смирнов) 30 августа 1989 года, а 12 марта 2002 года священник Алексей Смирнов был канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских Священным Синодом Российской Православной Церкви.

Память священномученика Алексия совершается несколько раз в году:

- 28 февраля в день его мученической кончины;

- в 4-ое воскресенье по Пасхе, в день памяти Собора Новомучеников Бутовских;

-  в ближайшие воскресенье после 7 февраля, в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской;

- третья суббота октября, Собор Новомучеников Истринских.

Первое прославление новомученика произошло в Казанской церкви на молебне 12 июня 2004 года. А в следующий день его памяти 28 февраля 2005 года в том же храме была отслужена первая литургия в память сщмч. Алексия Смирнова.

Осенью 2007 года впервые на Подмосковной земле был воздвигнут памятник новомученику. Его авторы - два молодых скульптора Сергей Лопухов и Денис Петров, формовщиком скульптуры являлся Геннадий Вячеславович Головейко. В работах по памятнику принимал также участие Денис Васильевич Газетов.

Через несколько лет по инициативе настоятеля Казанской церкви с. Глебово иерея Александра Чепрасова и прихожан храма, Совет депутатов Букаревского сельского поселения решением от 21 декабря 2010 года присвоил центральной площади поселка Глебовский, где воздвигнут памятник, имя священномученика Алексия Смирнова.

Ежегодно в день памяти священномученика 28 февраля (или в ближайший воскресный день) совершается Божественная литургия в двух храмах: Христорождественском с. Филатова и Казанской церкви с. Глебово. Традиционно в этот же день в пос. Глебовский у памятника совершается молебное пение.

27 мая 2017 года стало ещё одной важной вехой в сохранении и преумножении памяти священномученика Алексия Смирнова. Иерей Роман Лазарев, настоятель Христорождественской церкви с. Филатово, освятил капсулу с землей и её торжественно заложили к основанию креста у алтарной стены церкви. Как сказал отец Роман в интервью корреспонденту районной газеты: «Это духовный кирпич в основание нашей церкви, которая в свою очередь является основанием для всего видимого. Место за алтарем было выбрано не случайно – теперь, за каждой Божественной литургией мы будем особым образом ощущать мученичество нашего святого. Небольшую часть земли мы сохранили, чтобы потом поместить её в ковчежец, а его вложить в храмовую икону новомученика».

 

 

Теперь у храма появился новый видимый знак памяти святого, которому могут поклониться все прихожане и паломники.